Литературная курилка

Бесплатная библиотека онлайн


 

Поиск по сайту



 
 

Студенческие работы

 
 

Специальное меню

 
 

Евпатория сегодня

Новости и события Евпатории

добавить на Яндекс
Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая концепция тела
Оглавление
Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая концепция тела
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Все страницы

Об авторе

Автор известен в советской йогической литературе под #20 по таким работам, как "Хатха-Йога - нейтрализация тела" - 1977,1980 гг., "Принципы современной психической самозащиты" - 1980 г., "Тантрическая традиция: истоки и принципы" - 1980 г., "Блеск и нищета магов" - 1980 г., "Эволюция сознания в документах" - 1981 г., "На подступах к Локаята Йоге" - 1982 г.

"Хранить наследство - вовсе не значит еще ограничиваться наследством" В.И.Ленин

Содержание История вопроса вкратце Постановка проблемы Функциональный анализ Структурный анализ Неспецифическая активирующая система Организм и личность Нейрофизиологические механизмы визуализаций Природа "Астральных образов" "Астральные миры" мы в них или они в нас? Тантрическая концепция тела Теория биологического поля Иерархия "миров" как частотный спектр "Покровы", "тела", "планы" "Астральные миры" и карта сознания Заключение Приложение #1 - Отчет о лечении зуба Приложение #2 - Прана как продукт взаимодействия между

биологическими системами и средой Приложение #3 - Кундалини и неспецифическая активизирующая система (НАС)

В ходе становления себя как сознательного существа человек изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем параллельно с изучением "внешнего мира", внешней среды изначально велось и изучение так называемой "схемы тела", т.е. собственного тела человека, данного ему во внутреннем восприятии и традиционно именуемого "тонким телом" ( в отличии от "грубого", физического тела, доступного пяти "внешним" органам чувств).

Результаты глубоких интроспективных исследований "схемы тела", изустно передававшиеся от учителя к ученику, были наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма. {1} Результаты эти сводились вкратце к следующему:

В "схеме тела", в месте, соответствующему спинному мозгу, присутствует ряд "центров", или Чакр (называемых также "лотосома") - сосредоточение сил, правящих как телом, так и миром; в нижнем же из центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе "проявления вселенной" последовательно "выделила из себя" эти сосредоточение сил. Говорится, что Кундалини "творит и поддерживает как мир, так и тело", и что она "освобождает йогинов и связывает невежд". Пробужденная путем специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, "растворяя" их в себе. Тем самым человек "освобождается от цепей явленного мира" и обретает свою подлинную природу.

Однако, возвестившие нам о системе "центров" тантрические тексты отражают лишь конечный _итог_ многовековых интроспективных исследований "схемы тела", а именно - конкретную методику освобождения от "мира феноменов". Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини; многовековой же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший разработать данную методику, выносится за скобки как не имеющий более практического значения для дела Освобождения. Йогинам более нет нужды _исследовать_ чакры: они _пользуются_ ими, подобно тому, как мы пользуемся различными бытовыми приборами, зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве - нам достаточно знать, для чего они предназначены и как действуют.

С другой стороны, общий уровень объективных знаний того времени о мире и человеке попросту не мог представить никаких концептуальных средств для объективного анализа такого феномена, как система Чакр.

Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософической традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о человеке, накопленных к концу XIX века европейской наукой и оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться методиками подъема Кундалини, тезисно изложенных в тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы, задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно _исследованием_ чакр.

Теософы сделали в этом направлении три важных открытия. Во-первых, они обнаружили, что Чакры активны не только в процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте. Во-вторых, они обнаружили, что в _повседневном__опыте_ Чакры переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не в области спинного мозга, как о том единогласно свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они обнаружили связь между функциями Чакр и психофизиологическим тонусом организма /так называемой "энергетикой"/, определив их как "центры поглощения космической эфирной энергии".

Тем самым теософы значительно расширили наши представления о Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского теоретического мышления несет на себе печать своего времени и с точки зрения современного развития научных знаний о человеке совершенно недостаточен. Придавая же своим интерпретациям внутреннего опыта статус "экстрасенсорных откровений", "экспериментальное подтверждение" которых принципиально возможно только в случае предварительного принятия их на веру, теософская традиция самоустранилась от дальнейшего продвижения в данном направлении.

Основным "родимым пятном", доставшемся исследователям в наследство от теософской традиции, является повсеместно распространенное вульгарное представление о Чакрах, как о некоторых пространственно-локализованных образованиях "Центрах", действительно в той или иной форме присутствующих в человеческом теле - "грубом" или "тонком".

Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная "методологическая летаргия", в результате которой большинство исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций отдельных центров, т.е. _элементов_ системы Чакр, попросту постулирует существование этой _системы_ как нечто само собой разумеющееся (например, "Чакры - это орган эфирного тела" или "Чакры - это энергетические центры"), - по всей видимости, совершенно не отдавая себе отчета в том, что они занимаются анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией т.е. анализом "того, не знаю чего".

Что такое Чакры? Постановка проблемы

Говорится, что Чакры скрыто присутствуют в теле каждого человека, т.е. имеют самое непосредственное отношение к каждому из нас. Но что такое Чакры? Оккультная информация о Чакрах традиционно преподносится таким образом, чтобы задействовать наше _воображение_, а не наше _восприятие_: как правило, авторы пытаются навязать нам определенные сущности, с проявлениями которых мы предположительно не сталкивались в своем личном опыте.

У неискушенных читателей такая подача материала порождает два преобладающих типа отношений к данному предмету: некритично мыслящие люди становятся носителями "мифа о центрах", а люди, мыслящие критично, отмахиваются от самой идеи центров как от одной из форм "современного мифотворчества".

Если в нашу задачу входит серьезное исследование, а не игра в эзотерику, то попытаемся определить сущность данного явления /т.е. того, ЧЕМ являются Чакры/ должно предшествовать по возможности более полное _описание_ самого этого явления.

Действительно, Чакры описывались и описываются. Можно указать три основных подхода к описанию Чакр: йогический, оккультный, а так же подход, развиваемый в рамках современной интерперсональной тонусологии /т.н. "психоэнергетики"/. В первом случае подробно описывается структура традиционной символики Чакр, служившей в качестве опоры для специальных форм йогического сосредоточения. Во втором случае имеется стремление как можно более "объективно" описать Чакры на уровне визуализаций "эфирного тела". В третьем случае описываются "энергетические" характеристики Чакр в контексте межличностного взаимодействия.

Во всех случаях мы сталкиваемся, собственно, ни с чем иным, как с абсолютизацией того или иного частного аспекта рассматриваемого явления - и, соответственно, с искажением, "заужением" его сущности. Так, раммурти Мишра определяет Чакры как "точки для сосредоточения внимания", Чарльз Лидбитер - как "завихрения на поверхности эфирного тела" /цит. по [41,242]: первая цифра в скобках обозначает порядковый номер цитируемого источника - см. библиография в конце текста, - а цифра после запятой - его страницу. Цифра после точки с запятой относится к следующему источнику/, а на темном языке современного биопольного фольклора они определяются не более содержательным термином "энергетические центры".

Каждый, кто имел дело с "энергетическими центрами", знает, что термин этот - не более, чем условное обозначение, позволяющее, с одной стороны, избегать тревожной неопределенности данной формы психического опыта, а с другой сообщать об опыте такого рода другим "имеющим уши". Чакры - это не "вихри эфирной материи", и не не "условные точки для сосредоточения". Являясь И "вихрями эфирной материи", И "условными точками для сосредоточения", И многим другим, Чакры представляют собой нерасчленимые ЦЕЛОСТНОСТИ, сущность которых не сводима к к сумме составляющих их частей. Обретенный же к настоящему времени опыт научного изучения системных объектов показывает, что "источник этой целостности следует искать не внутри объекта, а вне его, в той _совокупности__связей_, которые характеризуют объект в его отношении к другим объектам /к окружающей среде/" [37,239].

Разнообразие частных описаний объясняется тем, что Чакры как факт психологического опыта, не существуют вне процесса наблюдения. Воистину, объект наблюдения обусловлен здесь средствами наблюдения. /в частности, силой разрешающей способности "инструмента наблюдения"/, всей "экспериментальной ситуацией" в целом. Поэтому в зависимости от "процедуры наблюдения" Чакры могут представать и в виде "вихрей эфирной материи" и в виде, скажем, различных мотивационных структур личности.

Следовательно, для того, чтобы определить, ЧЕМ является система Чакр, необходимо прежде всего дать как можно более полное описание данной системы в различных "экспериментальных ситуациях", выявить всю совокупность связей данной системы с окружающей средой.

Т.о. мы находимся перед необходимостью разработки ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЧАКР. В отличие от множества частных классификаций {2}, призванных выявить специальную функцию _отдельных центров_ в тех или иных "экспериментальных ситуациях", общая теория предполагает всесторонне рассмотрение именно _системы центров_ как целого, не задерживаясь на анализе ее элементов (т.е. отдельных Чакр). Далее, ввиду сложности и неопределенности этой системы, на первом этапе анализа имеет смысл абстрагироваться от ее внутреннего содержания, исключительно разнородного по составу и природе протекающих процессов, сосредоточив внимание на ее ВНЕШНЕМ, функциональном аспекте - на свойствах отношения ее как целого /"черного ящика"/ со средой.

Такой подход к изучаемым явлениям называется функциональным. При этом "функциональный подход" есть не столько способ обойти внутреннюю сложность объекта, сколько средство для выявления существенных сторон этого объекта, его особой природы, ИСТОКИ КОТОРОЙ НАДЛЕЖИТ ИСКАТЬ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ-СРЕДА [37,239].

Выявив целостную _функцию_ системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу _структур_, осуществляющих эту функцию. Учитывая же то, что Чакры даны нам лишь во внутреннем ощущении, описать функцию данной системы можно, лишь описав как мы сталкиваемся с ней в нашем личном опыте.

Что такое Чакры? Функциональный анализ.

Итак, Чакры не выдуманы - это первое, на что следует указать со всей определенностью; наша жизнедеятельность окрашена их активностью вне зависимости от того, знаем ли мы об этом или нет. Центры - это не только "условные точки для сосредоточения". Вопрос о реальности центров - это вопрос осознания нами тонких реакций нашего тела на среду для того, чтобы пользоваться центрами сознательно, вовсе не обязательно их визуализировать. Неосознанно же ими пользуются все люди, в особенности женщины, пользуются испокон веков, не всегда, конечно, отдавая себе в этом отчет. В отличии от мужчин, женщины гораздо лучше чувствуют свое тело и знают, что _тело_ реагирует различно на различные ситуации - например, встреча с различными людьми как бы отзывается эхом в различных его областях.

Такими основными областями являются анус, нижняя и верхняя части живота, грудь /"сердце"/, горло, лоб, и поверхность головы /"скальп"/. {3} Женщины обнаружили, что с помощью тела можно извлекать специфическую информацию о человеке, ситуации и среде, и даже определенным образом воздействовать на них - как на человека, так и на ситуацию и среду. На этой прикладной основе мужчины развили впоследствии "Науку о Центрах".

При более пристальном наблюдении оказалось, например, что с различными центрами взаимосвязаны различные типы эмоций: повышенная активность "ощущаемость" какого-либо из центров вызывает преобладание какого-либо определенного типа эмоциональных состояний, и наоборот, - те или иные состояния вызывают повышенную ощущаемость того или иного центра. Оказалось, что с каждым центром тонко взаимосвязан определенный тип мышления, определенный тип оценки ситуации и среды, определенная ориентация в социуме, определенное видение мира.

Когда человек обратился к телу, несущему эти центры, то обнаружил, что с каждым из них взаимосвязаны определенные физиологические функции, а также и определенные органы, железы, нервные сплетения, отделы спинного мозга.

Другими словами, человек обнаружил, что все "этажи" его психофизиологического организма явно структурированы по тому же принципу, что и "центры" тела и соотносятся с ними. Причем интегралом, "базальным паттерном", объединяющим и целостно выражающим в себе это единое множество, является именно система "центров" - областей тела, данных человеку во внутреннем _ощущении_.

Обратившись вовне, человек обнаружил, что активность различных центров тонко взаимосвязана с различными жизненными ситуациями, людьми, местами, городами, культурами, и что через призму центров может быть проструктурирован как социум, так и универсум, вся вселенная в целом. Вселенная становится как бы эхом человеческого тела, обнаруживая в себе те же знакомые закономерности, а человеческое тело, в свою очередь, вторит эхом вселенной. Оказалось, например, что деятельность центров тонко отражает в себе характеристики различных стихий (земля, вода и т.д.) и других качеств "внешнего мира". Говорят, что они подвержены влиянию небес - различных планет, а также домов Зодиака.

Обратившись к внутренним пространствам визуализаций, человек обнаружил, что с различными центрами связаны и различные "астральные миры". Он обнаружил их также в виде "вихрей", "воронок" и прочих "аномалий" в своем "эфирном теле" и "эфирных телах" других людей.

Т.о. можно видеть, насколько бедна постановка вопроса о том, с чем соотносятся центры - с железами внутренней секреции или нервными сплетениями, - насколько бедна их интерпретация в качестве всего лишь "энергетических центров", производящих якобы забор свободной энергии из среды или обслуживающих тонкие формы межличностного взаимодействия.

Центры - это интегральное выражение вселенной, это точки сопряжения, в которых встречаются внешние и внутренние миры. Любой процесс или явление во вселенной соотносится с каким-нибудь из центров. Система центров, выкристаллизовавшихся в человеческом осознании своего тела (в "схеме тела") является _единственным местом во вселенной, где_ ВСЯ ОНА представлена в связанном и организованном единстве. "Что есть здесь, то есть повсюду, а чего здесь нет, того нет нигде" - учат нас Тантры. Посредством таких индивидуальных систем центров, т.е. нас с вами, универсум взаимодействует сам с собой.

Посредством центров люди взаимодействуют друг с другом неважно, глубоко или поверхностно. Мы взаимодействуем друг с другом не посредством речи, которая представляет собой одну многочисленных форм активности горлового центра, а именно целостно, "всем телом". Женщины чувствуют это, но это могут научиться осознавать и мужчины.

Характер нашей индивидуальности и, соответственно, нашего взаимодействия со средой, обусловлен характером функционирования нашей системы центров. Другими словами, индивидуальные характеристики представляющей нас системы центров определяют специализацию нашей жизненной активности, наше _фактическое_ место в мире.

Степень активности тех или иных центров и структура их иерархической взаимоподчиненности у каждого человека различны хотя здесь, конечно, можно выделить различные _типы_. Как правило, для людей характерна неравновесность в работе центров, вследствие чего большинству из нас может быть присвоен определенный числовой индекс, отражающий порядок соподчиненности наших центров преобладающей активности (счет центров начинается снизу). Например, - 25, 136 или 7435. Человек, у которого резко доминирует какой-нибудь один центр, является своего рода инвалидом.

В большинстве своем люди движутся по жизни как бы на "автопилоте центров", самостоятельно реагирующих на среду и воздействующих на нее. Люди не могут пользоваться центрами сознательно, поскольку центры у них "закрыты" - они не _видят_ деятельности своих центров, растворены в ней. "Раскрыв" центры и _увидев_ их со стороны, т.е. разотождествившись с их действительностью, человек оказывается способным использовать свои центры в качестве ОСОБОГО КАНАЛА СОЗНАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ - как внешней, так и внутренней.

С информационной точки зрения, например, центры можно рассматривать как входно-выходное устройство "человеческого биокомпьютера". Воздействуя тем или иным способом на тот или иной центр, внешняя среда вызывает его специфическую реакцию, специфическое целостное ОЩУЩЕНИЕ, несущее в себе в снятом виде все возможности информации об этом взаимодействии, весь багаж соответствующего опыта, осознанно, и главным образом, неосознанно обретенного к настоящему моменту человеком. Чем больше "разработан" центр, тем более "тонкую" информацию можно получить с его помощью. Опыт Йоги показывает, что сознание нашего мозга - только одна из возможных форм сознания, которые, согласно природе их функций, локализованы или сконцентрированы в различных областях тела, собирающих, преобразующих и распределяющих текущие через них силы... "Многомерное" сознание, даваемое практикой тантрической Садханы /"Садхана" - "Путь достижения" _Триединство_ образа жизни, видения мира и специальныных йогических методов, в основе которого лежит установка на расширение сознания/, можно сравнить со стереоскопическим изображением или стереофонической музыкой, дающим более адекватное отражение оригинала" [19].

Через центры можно получать информацию и о ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ организма, а так же воздействовать на нее. Йогины известны своей способностью управлять практически всеми своими психическими и физиологическими функциями.

Воздействие же центров на ВНЕШНЮЮ СРЕДУ легче всего просматривается в случае взаимодействия между центрами различных людей, т.е. в так называемой "бытовой магии" межличностных отношений. Например, не задействовав тот или иной центр, вы никогда не сможете получить от людей то, чего вам в общем-то не должны - это прекрасно чувствует и слесарь ЖЭКа, "снимающий дань" со своего участка, и плейбой, выбирающий на улице подходящих ему женщин: и тот и другой чувствуют, что для достижения требуемого результата им необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ.

Более редкие формы воздействия центров _непосредственно_ на внешнюю среду традиционно относятся к области "более высокой" магии и колдовства и могут составить предмет парапсихологического исследования. Так называемые "психические феномены" также соотносятся с различными центрами.

Итак, описав вкратце общую картину функционирования системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур, осуществляющих эту функцию, - рассмотреть вопрос о "физических коррелятах" этих связанных с нашим телом фактов психического опыта.

Что такое Чакры? Структурный анализ

"По всей вероятности, Чакры - это нейрогормональные структурно-функциональные объединения. Функциональные центры йогины представляли в виде Чакр, обозначая их разными рисунками, символами и этого было вполне достаточно для понимания различных жизненных функций и умения управлять ими." [26].

Хотя цитируемая попытка определения "физических коррелятов" Чакр относится к одним из последних, она по существу мало чем отличается от предыдущих. До сих пор поиски таких коррелятов велись лишь по внешнему признаку: _расположения_ Чакр в физическом теле пытались сравнивать с его анатомическим _строением_ /см.например, [55]/. Действительно, при этом были обнаружены некоторые соответствия. Сделали вывод: система Чакр отражает примитивные познания древних об анатомии нервной системы, где бедность знаний компенсируется богатством воображения.



 
 

Мировые классики